Фото
Loading

Использование асимметрии в фотокомпозиции


Правило «трех третей» или «девяти частей», существенно упрощенное правило «Золотого сечения», которое известно еще с XV века, в популярных книгах по фотографии идет под номером «раз». Знают его практически все: мысленно делим изображение в видоискателе на три части по вертикали и на три части по горизонтали воображаемыми линиями. Получаем четыре точки пересечения этих линий. Считается, что если располагать главные объекты съемки вдоль самих линий, а самое интересное – в точках пересечения, то изображение приобретет определенную динамику, появится ощущение движения на снимке, он станет более интересным и объемным. У множества фотоаппаратов сегодня есть режим экранной сетки (как правило, самый первый по списку).

правило третей

Но с практикой многие убеждаются, что правило это – не панацея, срабатывает далеко не везде, и чтобы его правильно применять (или не применять), нужно знать, как оно работает. А работает оно просто. В природе нет ничего симметричного. Руки и ноги, глаза, листья деревьев, лепестки цветов – все имеет ярко выраженную или едва заметную асимметрию. Так же и с пространством кадра. Лишаясь канцелярской ориентации «как на паспорт», одна часть пространства начинает оптически «перевешивать» другою. А там, где нарушено равновесие, появляется движение.
Ассоциативный закон прост:
Симметрия – неподвижность, незыблемость, безжизненное стерильное величие.
Асимметрия – движение, жизнь, борьба, неуверенность, стремление.

Те, кто любят экспериментировать, подтвердят – «правило третей» - не такое уж и правило. Стопроцентной гарантии, что снимок получится, заиграет, оно не дает. Но зато оно помогает понять то, как мы привыкли видеть и рассматривать мир. Понять это еще глубже и точнее поможет только тысяча снимков с нестандартных, непривычных, а то и вовсе абсурдных (на первый взгляд) ракурсов. Или две тысячи. Или три. Или…

правило третей

Опытные фотографы советуют начинать с точного соблюдения правил и идти к тому, чтобы с ростом мастерства использовать их не как рамки, но как эффективные инструменты для выражения своих идей, чувств, мыслей. У фотографов-абстракционистов – множество работ, в которых замысел выражается только за счет взаимного расположения предметов. Сами же предметы играют роль подсказок, антуражных или смысловых деталей, цветовых пятен, или вовсе никакой задачи, кроме обозначения границы пространства, перед ними не ставится. В определенный момент становится вообще непонятно, где верх у снимка, где низ. А ведь даже этих понятий в замысле фотографа может и не быть вовсе.

Не углубляясь далее в такие крайности, как абстрактное фото, сделаем вывод: задача «правила третей» - избежать идеально центрированной композиции. Она непривычна. Неестественна. Неприятна. Достаточно отыскать в Сети обложку журнала «TIME» за 31 декабря 2007 года. Фото на ней расположено настолько симметрично, насколько это вообще возможно. Поначалу от такого ракурса просто оторопь берет. Но этот неестественный, неправильный ракурс – притягателен. И он делает свое дело – заставляет читателя испытывать строго определенные эмоции.

Другая сторона симметричной композиции – умиротворение и покой. Монументальная неподвижность. Незамутненная чистота. Искреннее, неискаженное восприятие. Все, что движется, - стремится к покою.
Человек, медитирующий в позе лотоса на фоне бамбуковой рощи. Фасад прекрасного готического собора (особенно если он симметричен уже сам по себе). Монументальный древний мегалит – мертвый памятник давно ушедшей культуры.

симметрия в фотографии

Используя симметрию, фотограф подчеркивает дух, внутреннее содержание и «правила» объектов, их «самость». Или же играет на контрастах, изображая, к примеру воодушевленного, жизнерадостного человека в строгой симметричной позе. В контексте конкретного снимка это может развернуть смысл сюжета и его восприятие вплоть до наоборот.

Конечно, наработать свое понимание того, как и где работает или не работает «правило третей», можно только фотографируя и изучая снимки. Подражать при этом признанным мастерам – можно и нужно. Полезно просматривать отснятый материал в виде небольших миниатюр, чтобы, отбросить мелкие детали. Полезно мысленно делить пространство снимка прямыми, дугами и окружностями, привязывая их к элементам ландшафта, моделям, движущимся и статичным предметам, а затем обыгрывать эти направления при поиске нового необычного ракурса. Полезно представлять изображенные на фото объекты в виде упрощенных фигур, наблюдая за их взаимодействием. Есть такая детская игра – рассматривать облака: это похоже на жирафа, это – на рыбу, это – на верблюда, это – на кита…

Тот, кто научился так же рассматривать фотографии – сделал большой шаг к пониманию законов композиции.


Дата публикации: 25.12.2016 г.

© Статья является собственностью www.progsva.ru. При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на www.progsva.ru обязательна











Ваши сообщения:


Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
SPRINTHOST.RU: быстрый и надежный хостинг!
Copyright © 2011-2017г. Шульц В.А. | ОГРН 304547211200105
Посещений - 166 + 1